Культурно-просветительский портал
              философии саморазвития "Dancing Star"
Пятница
29.03.2024
12:33
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Полезные материалы для саморазвития [0]
Научные публикации автора [3]
В данном разделе содержатся научные публикации разных лет, выходившие в журналах различного уровня (не рецензируемых).

Наш опрос
Ваше вероисповедание
Всего ответов: 28

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Наши статьи и заметки » Научные публикации автора

Бекарюков М.В. "Вертикальные и горизонтальные связи внутри эзотерической "интеллектуальной сети""
Специфика отношений между оккультными группами представляет большой интерес для исследователя занимающегося изучением социальных проявлений эзотерического знания. Рассмотрение связей между оккультными группами помогает проследить генезис и развитие оккультных доктрин и рассмотреть специфику построения эзотерической «интеллектуальной сети»*.
Цель данной работы: рассмотреть специфику горизонтальных и вертикальных связей существующих между эзотерическими группами.

*Термин интеллектуальная сеть был предложен американским социологом Р. Коллинзом, для обозначения суммы вертикальных и горизонтальных интеллектуальных связей между философами, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Вертикальные связи между оккультными группами проследить достаточно трудно. Большинство эзотерических групп заявляют о том, что они являются хранителями древних оккультных знаний и традиций, веками передающихся от посвящённого к посвящённому. Эти тайны строго охраняются членами оккультных групп от взглядов профанов. Подобное поведение обусловлено спецификой эзотерического знания, которое предполагает традиционализм. По мнению Т. Парсонса традиционализм является стабилизирующим элементом в символических отношениях (Парсонс Т., 2000, с. 199), кроме того, таким образом эзотерическая группа обеспечивает себе легитимность. Обращение к дохристианским текстам обусловлено еще и тем, что во все времена у людей существовало представление о том, что древние знали больше и жили лучше, чем современники. У греков существовало представление о  «золотом веке», а в «Эпоху Возрождения» так смотрели уже на саму Грецию времен Платона.
Мы не можем подтвердить факт непосредственной преемственности современных эзотерических групп от древних герметических, гностических и других эзотерических обществ, наоборот, история нам свидетельствует об обратном. Но тем не менее мы можем говорить о существовании идейной преемственности. По своему содержанию, эзотерические доктрины основываются на идеях герметизма, неоплатонизма, гностицизма, Восточных мистических учений и верованиях древнего Египта. Среди основных книг мы находим: египетскую «Книгу Мёртвых», «Сефер Йецира» и «Зогар» — главные книги каббалистики; корпус герметических текстов, «Халдейские Оракулы» — текст, появившийся в неоплатонической среде во II в. н.э. Гностический трактат «Pistis Sophia» и др. Но эти тексты получают совершенно иную интерпретацию, они переосмысливаются основателями и лидерами эзотерических групп с использованием достижений современной науки, философии и с позиций потребностей современного общества.
С одной стороны, такое переосмысление является вынужденным, потому что смысловую нагрузку нельзя передать только лишь посредством текста, необходимо взаимодействие «лицом к лицу» (в процессе которого происходит и невербальная коммуникация, позволяющая передавать смысловую нагрузку на уровне практического сознания), только в процессе такого взаимодействия возможна передача «Эмоциональной Энергии» (Коллинз Р., 2003, с. 75). Дело осложняется еще тем, что большинство эзотерических текстов написано аллегорическим языком, смысл которого можно передать только в процессе непосредственного взаимодействия. С другой стороны, такое переосмысление необходимо для того, чтобы сделать эзотерическую доктрину привлекательной для современных интеллектуалов.
Следует также отметить, что любое социальное явление нельзя понять без знания контекста, в котором оно происходит, поскольку в другом контексте в него может вкладываться совершенно другой смысл. Такое часто происходит с передачей знаний внутри эзотерической интеллектуальной сети, тексты, появившиеся в прошлом «открываются» заново, при этом социальный контекст, в котором они появляются, значительно отличается от того, в котором они возникли, в результате чего возникает необходимость интерпретировать их на новых основаниях (в новых социальных условиях, с использованием достижений современной науки, философии и с позиций потребностей современного общества). Для примера можно рассмотреть толкование египетской «Книги Мёртвых» в ордене «Золотой Рассвет». Члены ордена предложили своё понимание текста, по их мнению эти тексты можно понимать как посвятительные ритуалы с символическим умиранием и воскресением адепта. На основе этого были выстроены многие ритуалы, в которых использовались тексты из «Книги Мертвых» и египетские облачения, а лица проводившие ритуал – символизировали египетских богов. Наиболее известным является «Ритуал Нерождённого», опубликованный Алистером Кроули в «Гоэтии», первой части «Малого Ключа Соломона» (Библиотека Гримуаров Алистера Кроули, 2003, с. 56-63). В основе этого ритуала лежало «Заклинание Нерождённого» (В оригинале «Безголового»), упоминаемое Уоллисом Баджем (Бадж У., 2004, с. 156).
В таких случаях мы действительно можем наблюдать формальную преемственность учения от древних традиций, но преемственность эта своеобразная, сохраняется только сам текст, в то время как его понимание может кардинально меняться.
Большинство текстов, написанных оккультистами, носит прикладной характер, и служит для разъяснения древних текстов или для описания практик и ритуалов. Они не раскрывают учение во всей полноте и служат для привлечения в эзотерические группы новых членов или для обучения неофитов. Такое обучение является необходимым для поддержания существования института, поскольку институциональные значения должны быть сильно и незабываемо запечатлены в сознании индивида (Бергер П., Лукман Т, 1995, с. 116). Примером таких текстов могут служить лекции, читаемые для каждой ступени посвящения в «Золотом Рассвете» и масонских орденах.
Появление новых сакральных текстов в эзотерике явление достаточно редкое и специфичное. Обычно получение нового текста представляется как получение откровения, а автор текста предстает как приёмник информации. Например А. Кроули заявлял, что «Книга Закона» была продиктована ему таинственным существом по имени Айвасс, которого он считал своим ангелом-хранителем (Бут М., 2004, с. 254). Такого рода информацию представляли как древнюю, но сокрытую от непосвященных и открываемую вновь. Подобную ситуацию описывает Ю.А, Шичалин, когда говорит о пифагорейском союзе. Пифагорейцы «открыли» заново и сакрализовали орфические тексты, придавая им особый статус, хотя большинство из них вероятнее всего было написано самими пифагорейцами (Шичалин Ю.А., 2001, с. 104). Таким образом, они также пытались показать, что их союз возникает не на пустом месте, а продолжает традицию Орфиков.
Герметические тексты, являющие базовыми для Западной эзотерики, прошли сложный путь от возникновения до повторного появления в Европе. После утверждения христианства в IV — VI вв., герметизм был вытеснен из христианских стран, но не прекратил свое существование, он продолжал развиваться в странах арабского Востока. Арабы по своему понимали и использовали герметические тексты, большое внимание уделяя алхимии, привнеся в нее серно-ртутную теорию и представления о философском камне. Именно от арабов Европа вновь знакомится с герметической традицией. Они считались учителями в алхимии, и именно у них, по легенде, учился Христиан Розенкрейц (Харитонович Д., 2003, с. 147-159). Помимо текстов герметического корпуса в Европу проникали и комментарии к ним, а также работы арабских алхимиков. Европа, переняв герметическую традицию от арабов, вновь переосмыслила ее в рамках своей культурной традиции. Таким образом, мы видим сложную эволюцию эзотерических представлений при использовании одних и тех же базовых текстов.
Подобное использование древних текстов эзотериками может говорить о наличии единой идейной цепи преемственности оккультных учений посредством текстов. Рассмотрение эволюции эзотерических текстов заслуживает большего внимания и может стать предметом отдельного исследования.
После возрождения эзотерики в «Эпоху Возрождения», оккультная традиция стала передаваться не только посредством текстов, стала наблюдаться и непосредственная преемственность. Например, по одной из версий, которая является наиболее правдоподобной, масонство формируется под воздействием розенкрейцеров (Йейтс Ф., 2000). Масонские группы существовали и до этого (Харитонович Д., 2001, с. 24-34), но в XVII веке они трансформируются под воздействием розенкрейцерских идей. Одно из самых ранних упоминаний о принятии в масонскую ложу относится к 1646 г., в этом году в масонскую ложу был принят Элиас Ашмол. По словам Папюса, Ашмол и Роберт Фладд, создали «первый масонский ритуал, объединяющий каменщиков духа и материи» (Папюс, 2006, с. 26). Самих Ашмола и Фладда он называет иллюминатами братства Креста†Розы. В данном случае слова Папюса похожи на правду, поскольку известно, что Ашмол был хорошо знаком с герметической традицией, трудами Джона Ди и других известных оккультистов своего времени, кроме того, его подозревали в том, что он является одним из розенкрейцеров. Далее появление новых масонских лож санкционировалось уже существующими (разумеется не всегда, это касается только «правильного» регулярного масонства).
Следует также отметить, что появление новых оккультных групп часто происходит через конфликт. Так например уход А. Кроули из «Золотого Рассвета» и создание им ордена «Серебряной Звезды» было связано с конфликтной ситуацией. И дело тут не только в том, что члены «Золотого Рассвета» не приняли Кроули, а еще и в том, что он предложил свое понимание учения и заявил о том, что он установил контакт с «Тайными Вождями» от которых принял «Книгу Закона» (Бут М., 2004, с. 258-259) и «Святые Книги Телемы» (Кроули А., 2006, с. X-XI). По сути дела он оставил в своем ордене большинство ритуалов «Золотого Рассвета», слегка изменив их. Таким образом, мы видим непосредственную преемственность орденов, о чем заявлял и сам Кроули в «LIBER LXI VEL CAUSAE» (Кроули А., 2006, с. XXXIII-XXXVIII), но эта преемственность является результатом конфликта.
Такое развитие событий происходит потому, что эзотерическая группа имеет авторитарную систему управления, ее лидер является посвященным высшей степени и его авторитет не подлежит сомнению, а все другие члены группы должны ему подчиняться. П. Бергер и Т. Лукман говорят о том, что для поддержания существования социального института «должен постоянно сохраняться и поддерживаться приоритет институциональных определений ситуации над попытками индивидов определить их заново» (Бергер П., Лукман Т., 1995, с. 104). Так же обстоят дела и в эзотерических группах, лидер группы должен поддерживать свой статус как единственного, кто может вступать в контакт с «Тайными Вождями», обладает полнотой посвящения и т.п., попытки кого-то еще заявить о такой власти приводят к конфликту и могут привести к образованию новой группы.
Далее мы должны рассмотреть горизонтальные связи между эзотерическими группами. Р. Коллинз в своем исследовании уделяет большое внимание борьбе групп за пространство внимания, эзотерике такое положение дел обычно не свойственно, поскольку доктрина группы скрыта от непосвященных и представителей других оккультных групп и узнать ее можно только пройдя посвящение. Тем не менее, иногда мы встречаемся с противостоянием эзотерических групп. Такое противостояние является как правило следствием разочарования в учении или конфликта с его лидерами, как это было в случае с Кроули. Так например большинство западных оккультистов критикует «Теософское Общество» Е.П. Блаватской, но следует сказать, что почти все эти люди первоначально были членами «Теософского Общества». Среди них можно выделить Папюса, Р. Штайнера — основателя «Антропософского Общества», Дион Форчун (В.М. Ферт) — члена «Золотого Рассвета» и основательницу «Братства Внутреннего Света», и Франца Гартманна — которого Блаватская обвиняла в использовании черной магии.
Орден «Золотого Рассвета» создавался отчасти как своеобразная альтернатива «Теософскому обществу». Появление такой альтернативы, в свою очередь, привело к незамедлительной реакции со стороны теософов. Внутри Теософского Общества была создана Эзотерическая секция, включавшая в свой состав ограниченное число избранных членов. Однако подобная конкурентная борьба имела очень интересные последствия. Вскоре оказалось, что некоторые оккультисты входят в состав обеих эзотерических групп, среди них оказались преподобный У.А. Эйтон и несколько его учеников. Руководство Теософского Общества издало указ запрещающий своим членам состоять в каком либо другом оккультном обществе. У.А. Эйтон, в то время уже состоявший в «Золотом Рассвете», решил написать письмо, в котором он заявлял о том, что является членом Розенкрейцерского Общества. В ответ он получил приказ покинуть этот орден. Он уведомил об этом своих учеников, также являвшихся членами обоих обществ. Подобное требование показалось им возмутительным и двое из них отправились к Е.П. Блаватской чтобы выразить протест против такого решения. В итоге, Блаватской пришлось отменить указ по отношению к членам «Золотого Рассвета». Кроме того, в Эзотерическую секцию был приглашен один из основателей «Золотого Рассвета» — У.У. Уэсткотт (Хоув Э., 2008, с. 129-130).
В другом случае мы сталкиваемся с настоящей магической войной, например с такой, которую объявили Станислас де Гуайта, Папюс, Освальд Вирт и другие члены ордена «Розы†Креста» священнику расстриге Ж. А. Буллану, который объявил себя воплощением Иоанна Крестителя и руководил «Илийским Кармелем» — обществом основанным Эженом Вентра, группой использующей черную магию и гностические церемонии. Среди последователей Буллана были писатель Ж.-К. Гюисманс и журналист Ж. Буа, последний участвовал в дуэли с Папюсом, а позднее стал его лучшим другом (Бильи А., 2005, с. 74-97).
Такие ситуации нельзя назвать просто борьбой за пространство внимания, как правило они исходят из иных причин и носят другой характер.
Обычно оккультные общества не вступают в конфликт между собой, а наоборот поддерживают дружеские взаимоотношения. Как мы уже отмечали выше Папюс, был членом ордена «Розы†Креста». Кроме этого, он был посвящен в Парижский храм «Золотого Рассвета». В 1907 году Папюс, Ж. Брико и Л.-С. Фуагро организовали Гностическую Вселенскую Церковь, как ответвление Гностической Церкви — неоальбигойской церкви, основанной в Париже Ж. Дуанелем в 1890 г. К этому можно добавить еще тот факт, что в 1908 году на «Интернациональной масонской и спиритуальной конференции» в Париже Папюс бесплатно получил от Теодора Ройсса — главы «Ордена Восточных Тамплиеров» («Орден Храма Востока»; «О.Т.О.») — патент на учреждение во Франции «Верховного Великого Генерального Совета Объединенных Уставов Древнего и Начального Масонства Великого Востока во Франции и его отделения в Париже» (Орден Восточных Тамплиеров.., 2007, с. 16), и звание почетного члена «О.Т.О.», Ройсс, в свою очередь, был рукоположен Папюсом в епископы Гностической Католической Церкви. Таким образом, Папюс являлся членом (пусть и формальным) трех наиболее известных магических орденов XIX-XX вв. Важно отметить, что Папюс не является в данном случае исключением, эзотерические группы тесно связаны между собой и через других своих членов. Для примера можно упомянуть: А. Кроули, который тоже был посвящен в «Орден Восточных Тамплиеров», а впоследствии занял место Внешнего Главы Ордена; Р. Штайнера, который помимо того, что входил в «Теософское Общество» и являлся основателем «Антропософского Общества» был также посвящен в «Орден Восточных Тамплиеров», а кроме того некоторое время поддерживал связь с представителями ордена «Утренней Звезды» («Stella Matutina») - одного из орденов образовавшихся в результате раскола ордена «Золотой Рассвет».
Такое положение дел характерно не только для XIX-XX вв. В  XVI — начале   XVII вв., в Праге при дворе императора Рудольфа II было собрано большое количество оккультистов, среди которых можно выделить алхимика Михаэля Майера — личного врача императора. Несмотря на конфликтные отношения протестантской Англии и католической Германии, пражские оккультисты поддерживали тесную связь с английскими. Известно, что в 1583 году Прагу посетили Джон Ди и Эдвард Келли. Ф. Йейтс считает, что именно Джон Ди и представители пражского оккультного кружка повлияли на авторов розенкрейцерских манифестов (Йейтс Ф., 2000).
Из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что большинство оккультных кружков тесно взаимодействуют между собой и между ними практически отсутствует конкурентная борьба за пространство внимания. Вертикальные связи между группами прослеживаются через идейную преемственность посредством текстов. Непосредственное взаимодействие «Учитель — Ученик» («лицом к лицу»), прослеживается довольно редко, причем при таком взаимодействии образование новой группы в большинстве случаев происходит в результате конфликта между лидером группы и частью его последователей.

Библиографический список:
Бадж У. Магия Древнего Египта. Тайны Книги мертвых. М., 2004. 207 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.
Библиотека Гримуаров Алистера Кроули. М., 2003. 576 с.
Бильи А. Станислас де Гуайта. М., 2005. 288 с.
Бут М. Жизнь мага: биография Алистера Кроули. Екатеринбург, 2004. 672 с.
Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000. 528 с.
Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2003. 1208 с.
Кроули А. Святые Книги Телемы. Тверь, 2006. 300 с.
Орден Восточных Тамплиеров: История и Документы. М., 2007. 80 с.
Папюс. Генезис и развитие Масонских символов. М., 2006. 192 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.
Харитонович Д. Масонство. М., 2001. 224 с.
Харитонович Д. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца, братство Розового Креста и сам Христиан Розенкрейц // Андреэ И. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. М., 2003. С. 236– 273.
Хоув Э. Маги Золотой Зари. М., 2008. 624 с.
Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001. 275 с.

Статья опубликована в сборнике: Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции: в 2 т. / под ред. П.К. Дашковского, Е.В. Притчиной. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – Т. II. – С. 29–37.
Категория: Научные публикации автора | Добавил: Dancing-Star (08.07.2012)
Просмотров: 440 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск Ozon
ИСКАТЬ НА OZON.RU

Рекомендуем книги


Copyright MyCorp © 2024 Используются технологии uCoz